Колесников не допустит платных дорог на территории Украины

дорога

Колесников прав на все сто: ну кто же отдаст столь «хлебную» отрасль, когда правительству все еще не хватает ни «хлеба», ни «на хлеб»?!

Гарантии отсутствия платных магистралей в Украине дает «Концепция Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018 годы», утвержденная Кабинетом министров 3 сентября текущего года. Документ четко распределяет ответственность за строительство и ремонт проезжего полотна между центральными и местными органами власти. По словам Колесникова, магистрали международного, национального, регионального и территориального значения отойдут непосредственно под контроль Мининфраструктуры. Это, примерно, треть из нуждающихся в реконструкции дорог. В свою очередь, внутригородские, сельские и иные автомобильные полотна обязаны ремонтировать и прокладывать органы местного самоуправления за счет собственных бюджетов. «Проведение качественных дорог в каждый населенный пункт это будет задача местных администраций, а национальные трассы мы приведем в порядок очень быстро», — отметил Колесников.

В том, что за «приведение в порядок» ведомство Колесникова возьмется очень быстро, можно не сомневаться, учитывая какие астрономические суммы закатывались в асфальт в ходе подготовки страны к Евро-2012. А вот приведут ли в порядок — вопрос другой.

В течение 2010-2011 годов было отремонтировано и построено 4 тыс. км, тогда как в реконструкции нуждается 170 тыс. км. Это всего 2.3%! Так вот, эти 2,3% приведенного в порядок асфальта, согласно официальной информации, обошлись государственному бюджету в $2,5 млрд. В среднем — 5 млн грн за 1 км. На самом же деле, эту цифру можно смело увеличивать в разы. Эксперты утверждают, что в среднем стоимость одного километра автодороги первой категории у нас обходится в 30–40 млн грн в зависимости от местности. Как бы там ни было, в рамках Концепции, до 2018 года Колесников планирует «закатать в асфальт» еще $33 млрд.

Пикантности ситуации придают жалобы Колесникова, дескать эта сумма явно недостаточна для качественного строительства. А потому, министр попросил Кабмин освободить на ближайшие 10 лет дорожно-строительные компании от уплаты налога на прибыль.

«Европа строит 1 км дороги за 6 млн евро, а Украина — за 6 млн грн, и эти дороги смывает каждый год. Лучше сразу построить качественные дороги», — объясняет необходимость налоговых каникул инфраструктурный министр. Впрочем, Колесников несколько лукавит. Во-первых, он путает понятия «дороги в Европе» и «дороги в Украине». Это две полярно разные вещи. Во-вторых, министр опускает множество нюансов, которые определяют цену строительства: количество полос движения, расположенных на дороге мостов, эстакад и туннелей, рельефа местности, застроенности территории, климатических условий строительства, грунтовых условий и еще целого ряда факторов. Таким образом, средняя стоимость строительства дорог, как в Европе, так и Азии колеблется от $1 млн до $8 млн. Причем, заметьте, там, дороги даже за $1 млн не смываются дождями!

Во-вторых, Колесников явно скромничает. Если верить данным «Укравтодора» (недавно Президент зачем-то лишил эту государственную компанию полномочий заказчика строительства дорог, — прим. авт), в 2006 году строительство 1 км трассы «Харьков — Симферополь — Севастополь» на участке Красноград — Новомосковск обошлось в $4,6 млн; «Житомир — Могилев-Подольский» на участке Байковка — Павловка (2007 год) — $4,1 млн; Реконструкция обхода вокруг Одессы (2006) — $3,9 млн, и так далее.

В-третьих, Колесников не учитывает и того факта, что в Украине дорожный рабочий получает, в лучшем случае, 3000 грн, а в Европе – минимум 3000 евро. Вот вам сразу и 10-кратная разница только на фонде заработной платы.

Казалось бы, ну зачем лишать «Укравтодор» права строить магистрали? Ответ, похоже, очевиден. Дело в том, что до настоящего момента, правительство предусматривало в спецфонде госбюджета расходы на финансирование дорожного хозяйства, в том числе и на строительство дорог. Деньги эти безусловно отмывались. Однако, механизм дерибана был достаточно сложен. Лишив госпредприятие функций заказчика строительства, бюджетные миллиарды потекут в карманы победителей «тендеров», а потом, в виде откатов, львиная их доля перекочует в сейфы чиновников. Стоит ли говорить о том, что победителями так называемых «тендеров» становятся фирмы, приближенные к власти? И стоит ли называть тендерами механизм закупок у одного участника, который власть накануне ЕВРО-2012 закрепила принятием специального закона?

По данным Интернет-издания «Наші гроші», в 2012 году, на осуществление господрядов, финансово-промышленная группа «Альтком», принадлежащая донецким бизнесменам Александру Тисленко и Сергею Павличеву, получила более 2 млрд грн, предназначенные для строительства стадиона во Львове и реконструкции дорог. Чуть ранее, в 2011 году, тот же «Альтком» получил 6,9 млрд грн. Крупные «тендеры» также выигрывали турецкая Onur, а также предприятия, которые, по мнению экспертов, являются подконтрольными руководству госкорпорации «Укравтодор». Где гарантии, что вице-премьер и министр инфраструктуры Колесников не будет лоббировать и дальше интересы именно этих компаний?

Наконец, урезав бюджет «Укравтодора», за которым остались функции обслуживания магистралей, предприятие едва ли сможет эффективно латать выбоины. Кроме того, весьма сомнительно и то, что местные органы власти найдут в своих скудных бюджетах средства на добротные ремонты проезжей части, не говоря уже о прокладке новых километров асфальта. Колесников прав — люди сегодня столько не зарабатывают!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *